Пневмопочта жд. Как это работает

Пневмопочта – это система, которая на данный момент применяется практически во всех отраслях, которые хоть как-то связаны с транспортировкой. Чаще всего пневмопочта используется в банках, при постройке высокоэтажных сооружений, в государственных учреждениях и тому подобных местах, где требуется постоянная транспортировка определенных элементов.

Навигация:

Проще говоря, технология пневмопочты применяется там, где требуется постоянное движение определенных материалов, осуществлять которое вручную слишком сложно. Система пневмопочты в этом плане демонстрирует себя исключительно с положительной стороны, быстро доставляя груз в нужную точку.

Пневмопочта – это система, которая состоит из огромного количества труб, которые соединены друг с другом, и проведены по определенным точкам в сооружении. В системе пневмопочты также есть возможность прокладывания магистральных труб между целыми зданиями. Проделывать подобный процесс можно как под землей, так и по воздуху. Все зависит от того, насколько большим бюджетом вы обладаете. Установив подобную систему на производство, можно значительно улучшить распределение труда, чем самым повысить уровень производительности предприятия. Особенно такая система будет полезной при работе с большим количеством документов, ценных бумаг и денег. Зачастую, такие системы можно встретить в организациях, которые работают с огромным количеством ценных бумаг и документов, которые надо быстро и надежно переправлять для дальнейшей обработки. Сейчас мы рассмотрим 4 ключевых этапа работы пневмопочты:

  • Изначальная загрузка капсулы ценными документами, после чего она устанавливается в специальную станцию, которая уже в свою очередь, перенаправляется к получателю
  • Далее капсула начинает свое движение к компрессору, который распределяет весь поток документов и перенаправляет их по определенным точкам
  • Далее капсула отправляется от внешнего компрессора к станции получателя, которая указывалась при первоначальной адресации
  • Пользователь получает капсулу в конечной точке маршрута, где за считанные секунды изымает её из системы

Но не стоит забывать о многих нюансах этого процесса, которые также играют далеко не последнюю роль. Еще до отправки, пользователь должен точно указать адрес станции, на которую отправится капсула. После этого, остается всего лишь вставить капсулу в систему, после чего она отправит её прямиком к получателю. Следующая остановка капсулы произойдет лишь у компрессора, где происходит распределение капсул по определенным точкам. Далее, стрелки быстро занимают нужные позиции, и уже после этого, контроллер дает разрешение компрессору на дальнейший запуск капсулы. Оптические датчики в этом время постоянно наблюдают за тем, правильно ли двигаются капсулы по стрелкам. Пройдя все положенные стрелки, капсула останавливается в точно том месте, которое было указано еще при адресации самой капсулы. После извлечение содержимого капсулы, получатель должен отправить её в обратном направлении. Абсолютно все процессы, которые происходят внутри пневмопочты, находятся под тщательным присмотром специальных датчиков, которые сразу же реагируют на возникновение каких-либо неполадок в системе. Система пневмопочты, еще до отправки тщательно анализирует маршрут и определяет то время, за которое капсула должна прийти к адресату. Если за этот промежуток капсула не оказывается в конечной точке, внутренний контроллер автоматически блокирует все станции. Далее в системе происходит тщательная диагностика, которая позволяет найти ту станцию, где произошел сбой. Далее в системе происходит включения процесса продувки, который собственно и помогает решить эту проблему.

Продувка – это процесс, во время которого главный компрессор проделывает быстрое всасывание воздуха из всей системы, что позволяет вернуть все капсулы к компрессору. Далее, когда датчики показывают, что ошибка устранена, контроллер отключает режим диагностики и запускает работу пневмопочты для её дальнейшего функционирования.

Как работает пневмопочта

Что касается конструкции пневмопочты, то она состоит из таких элементов:

  • Центральный контроллер
  • Компрессор
  • Источник стабилизации системы питания
  • Блок для надежного управления компрессором
  • Магистральный трубопровод
  • Пульт управления системой
  • Маршрутные стрелки для движения по станциям

Все главные элементы пневмопочты, удачно расположились прямо под подвесным потолком, так как то место является просто идеальным для надежного и эффективного размещения контроллера и ключевых станций, которые предназначены для постоянного перемещения капсул.

Не меньшую роль в данной системе играет и компрессор, который работает по принципу двойного действия. Данный элемент одновременно занимается созданием давления в системе и разрежением внутренней установки. Именно от работы компрессора зависит то, насколько быстрым и качественным будет движение капсул внутри системы.

Байкапс – это также довольно важный элемент, который предназначен для быстрого торможения капсулы в заданной точке. Как показывает практика, это элемент, который реже всего поддается поломкам, из-за чего в его качестве не возникает никаких сомнений.

Центральный контроллер – это еще один элемент системы, без которого она попросту не сможет функционировать. В данный элемент изначально закладывается большое количество памяти и функциональных возможностей. Такого контроллера просто предостаточно для того, чтобы производить контроль и настройку всех процессов, которые связаны с перемещением капсул внутри механизма.

Маршрутные стрелки – это еще один очень важный элемент, по которому собственно и перемещаются капсулы внутри системы. Это часть системы, которая не может быть незамеченной, так как именно от неё зависит, насколько эффективным будет результат работы пневмопочты в целом.

Системы пневмопочты

Современный рынок вакуумных технологий просто пестрит предложениями самых разных категорий, начиная от бюджетных вариантов пневмопочты, и заканчивая дорогостоящими установками, с огромным количеством дополнительных возможностей.

Ранее мы уже говорили о видах и работе системы пневмопочты, но забыли рассказать о том, какие же все-таки преимущества подобных систем. Сейчас мы рассмотрим преимущества системы пневмопочты:

  • Высокая надежность оборудования
  • Высокая скорость передачи денег, анализов, документов и тому подобного
  • Возможность установки подобных систем между двумя, или же тремя зданиями
  • Наличие функции переадресации, которая позволяет забрать капсулу чуть позже, если получателя нет на месте
  • Возможность отправки персонализированных капсул
  • Большой потенциал подобных систем, которые в дальнейшем будут только модернизироваться
  • Эффективное распределение рабочего времени

Капсулы для пневмопочты

Немалую роль в работе пневмопочты играет качества самих капсул, в которых собственно и будет перемещаться определенная продукция. Именно поэтому, большинство организаций готово переплачивать за качественные капсулы, дабы получать максимальное качество работы от системы пневмопочты.

Сейчас мы рассмотрим несколько наиболее надежных моделей капсул для пневмопочты:

  • FLIP-TOP CARRIER NW110K/L
  • SWIVEL LID NW3 inch
  • Swivel LID CARRIER NW110

Все эти варианта по-своему хороши, и купив один из них, вы можете даже не сомневаться в долгом сроке службы и высоких показателях эффективности.

Воздуходувки для пневмопочты

Ключевая задача воздуходувки – это образование нужного уровня давления, для дальнейшего создания высокого вакуума. На самом деле – это очень важный процесс, так как без должного давления в системе, производить перемещение капсул попросту невозможно. Вакуум – это очень важная деталь в данном механизме, так как именно он приводит в действие капсулы, которые в дальнейшем двигаются по определенным точкам.

Возможно, самый странный груз, когда-либо отправлявшийся по пневматической почте, — это живые люди. Сохранился отчет 1869 года о перемещении 15-летнего подростка в трубе под Лондоном, в вагончике London Pneumatic Despatch Сompany: «Путь от одной конечной станции до другой занимал девять минут. Путешествие каждый раз захватывало, воздух был свежим и прохладным даже в самые жаркие летние дни. От Холборн-серкус труба ныряла под крутой уклон к Фаррингтон-стрит, и скорость достигала 60 миль в час. В темноте я чувствовал, будто лечу вниз с горы, ногами вперед. Разогнавшийся вагончик проскакивал по возвышению к Ньюгейт-стрит. В первый раз мне показался странным и даже пугающим этот полет под землей, так близко к поверхности, что был слышен стук копыт и грохот повозок».

Прибытие поршня

Впрочем, первые поездки на пневматическом транспорте начались на четверть века раньше. 1844 год, пригород Дублина, 200 пассажиров занимают места в первом в мире поезде «атмосферной железной дороги» в местечке Далки. Вагоны в нем совершенно обычные, их семь, но в составе нет локомотива! За пять минут до отправления раздается звонок, и паровой двигатель в отстоящем на почти 3 км пункте прибытия начинает выкачивать воздух из проложенной между рельсов трубы диаметром 40 см. В трубе находится поршень, зацепленный за первый в составе вагон-тележку. Машинист снимает поезд с тормоза, и вагоны плавно набирают скорость. Поезд бесшумно, без привычного паровозного дыма и копоти поднимается в гору и прибывает на конечную станцию через несколько минут, проделав путь с максимальной скоростью 64 км/ч.

На современников это путешествие производило неизгладимое впечатление. Обратно поезд без выкрутасов скатывался под горку, причем тронуться с места ему помогали пассажиры третьего класса — выходили и толкали.


Начиная с 30-х годов XIX века пневматический транспорт стремительно развивался. Интересно, что прогресс в этой области шел по пути уменьшения размеров — от пассажирских вагонов XIX столетия до компактных капсул нашего времени.

Ясно, что создать тягу, используя трубу небольшого диаметра, проще, чем строить тоннель размером с железнодорожный вагон. Но, чтобы соединенный с составом поршень мог двигаться, в трубе пришлось сделать прорезь по всей длине. А как эту прорезь герметично закрыть? Остановились на варианте с кожаным клапаном-полосой: проходящий поршень открывал его, а установленный на вагоне-тележке ролик закрывал и запечатывал.

Модели клапана работали прекрасно, а в реальной жизни получилось как всегда: в жару кожа сохла и трескалась, в холод замерзала и коробилась. По ночам толпы крыс лакомились вкусно пропитанной салом кожей, и первый утренний поршень привозил на станцию щедрый урожай тушек, перемешанный с накопившимся за ночь конденсатом.

Чтобы клапан приемлемо работал, вслед за каждым поездом приходилось пускать работника, который промазывал клапан и придавливал к трубе. Красивая идея превращалась в головную боль, и через десять лет эксплуатации первую пневматическую железную дорогу закрыли.


Рисунок датируется 1870 годом и изображает пассажирский салон пневматического вагона на станции «Бродвей» Нью-Йоркской подземки.

Саркофаг для сенаторов

Более успешным применением пневматической тяги оказалась перевозка почты, но от идеи тележек на колесах отказались не сразу. В начале 1860-х London Pneumatic Despatch Сompany соединила несколько почтовых отделений Лондона миниатюрным железнодорожным тоннелем высотой около 120 см. По рельсам бегали грузовые капсулы около 60 см высотой и 2 м длиной, снабженные для герметизации резиновым уплотнителем. Каждая капсула могла перевезти до 3 т груза за рейс со скоростью до 60 км/ч.

Люди, желавшие прокатиться по тоннелям, тоже чувствовали себя вполне комфортно, особенно если в капсулу подложить матрасик. Самые яростные оптимисты верили, что недалек тот день, когда сэрам и пэрам после рабочего дня в парламенте можно будет не тащиться по лондонским пробкам домой, а стремительно домчаться до родных пенатов по подземным тоннелям.


Вакуум создавало «пневматическое колесо» — конструкция из вращающихся металлических дисков диаметром 6 м, которые, как центрифуга, выбрасывали воздух из тоннеля. Увы, загерметизировать даже небольшой тоннель оказалось сложно, поэтому создать нужный перепад давления удавалось не всегда. Колесо дорабатывали, но, даже когда его мощность в шесть раз превысила исходную, система работала неустойчиво и капсулы постоянно застревали в тоннелях. В 1875 году компания была ликвидирована.

Почтовая артиллерия

К этому времени идея «труба-капсула» пережила еще одну метаморфозу и наконец-то нашла успешное применение. Плавно изогнутые металлические трубы небольшого диаметра, точно входящие в них капсулы, движущиеся как снаряды по стволу, огромные паутины расходящихся звездообразно почтовых линий. Европейские столицы одна за другой обзаводились классической пневматической почтой. На пике размер сетей достигал впечатляющих масштабов: в Париже до 467 км, в Берлине — до 440. Ежегодно по ним отправлялись десятки миллионов сообщений.


В каждой сети был свой размер труб и капсул. В Париже с пересылкой сообщений могла справиться и хрупкая барышня, а в Нью-Йорке на почте работали далеко не белые воротнички. Суровые нью-йоркские капсулы диаметром 20 см и длиной 61 см делались из стали, поэтому вес их достигал 9,5 кг. На вид они напоминали снаряды, а рабочих, которые их загружали, называли ракетчиками. Чтобы капсулы не застревали, по трубам время от времени пускали перфорированный контейнер со смазкой — поэтому капсулы были постоянно грязные. Иногда «ракетчикам» выдавали рабочие фартуки, но чаще предлагали просто работать в грязной одежде, чай не баре!

К каждой капсуле снаружи прикрепляли ярлык с адресом, поэтому их не приходилось открывать между станциями. А датчиками застревания капсулы были «контрольные вентиляторы» у каждого приемного раструба. Пока капсула движется, она толкает перед собой воздух, и вентилятор вращается. Если вентилятор остановился — надо действовать. Оператор звонил на центральную станцию, и, определив, откуда шла капсула, механик увеличивал давление в точке отправления и уменьшал в пункте прибытия. В 99% случаев это помогало. Ну а если не везло — приходилось копать улицы.

Пневматическая почта работала в любую погоду и не зависела от дорожных условий. Но ее содержание обходилось дорого, к тому же пропускная способность капсульного пневматического транспорта весьма ограничена. В капсулу нью-йоркской почты, не самую маленькую среди существующих, входило максимум 2,5 кг почты, а в минуту отправлялось не более четырех капсул. И перебраться за этот порог было невозможно. Поэтому с распространением телефонов и автомобилей городские системы пневматической почты одна за другой закрылись.


Швейцарская компания Swisslog разрабатывает медицинское оборудование для ведущих европейских клиник. Среди ее продукции есть и контейнеры для пневмопочты — надежные, герметичные, с антибактериальным покрытием. Каждый контейнер оснащен RFID-меткой, благодаря чему компьютер централизованно отслеживает положение всех емкостей в системе.

Деньги на ветер

Пневматическая почта не сдалась и продолжила борьбу за выживание. Она сжалась еще раз, чтобы поселиться в больших офисных зданиях, и довольно долго продержалась там. Даже превратилась в символ бюрократии. Но электронный документооборот выбил ее и с этих позиций. Тогда она заняла узкие ниши — большие предприятия, где важно быстро пересылать мелкие предметы.

Конечно же, самое актуальное — наличные деньги. В крупных магазинах у кассиров быстро скапливаются существенные суммы. Так и до грабежей недалеко. А по защищенной пневматической почте выручку несложно хоть каждые три минуты отправлять в удаленную сейфовую комнату. В банках, наоборот, операционисты прямо на рабочем месте получают ровно столько наличных, сколько нужно в данный момент.


В контейнере можно транспортировать как документы, так и лабораторную посуду, небольшие приборы и даже жидкости. Существуют также специальные чистящие капсулы для ухода за трубопроводом.

Менее очевидное применение пневмопочта нашла в крупных клиниках: это быстрая отправка образцов тканей в лабораторию для медицинских анализов. Для этой задачи важно, чтобы капсула плавно тормозила, а не прилетала на станцию назначения как артиллерийский снаряд. В современных системах навстречу прибывающей капсуле подается воздух, и она постепенно замедляется.

Третье приложение — забор образцов на производстве. Есть системы, которые позволяют, к примеру, зачерпнуть пробу расплавленного металла и автоматически отправить его на испытания.

Принцип действия пневматической почты за 150 лет не изменился. Но материалы и управление вышли на новый уровень. Например, сейчас каждую капсулу можно отслеживать индивидуально и автоматически отправлять в любую точку сети, соединяя до нескольких сотен пользователей. А если капсула застряла, ее местонахождение определит электроника.


Продуктопровод

У каждого вида транспорта есть плюсы, есть минусы, и баланс все время меняется. Автомобили обеспечивают свободу маневра, но жгут нефть, причем 70% топлива уходит на то, чтобы двигать сам автомобиль, и только 30% - на перемещение груза. Много машин — это пробки, аварии, бесконечное строительство и ремонт дорог. Топливо тоже не дешевеет. Поиск альтернатив не прекращается, и капсульные трубопроводы — одна из них.

Идея кажется эксцентричной, только пока не задумаешься, сколько горожанин каждый день получает по трубам жидкостей и газов. Например, 10 т воды в месяц на одного человека — это весьма экономный расчет. Настоящим безумием было бы пытаться привезти, а после использования еще и увезти всю эту массу автомобилями. Канализация, газопроводы и нефтепроводы, перемещение сыпучих материалов на производстве — трубопроводы повсюду, их так много, что они просто сливаются с пейзажем. Потоки движутся днем и ночью, невидимые, бесшумные, экологичные. А чтобы перемещать по трубе крупные предметы, достаточно положить их в транспортные капсулы.


Ноэль Ходсон, координатор проекта Foodtubes, объясняет, что выгоднее всего внедрять доставку товаров по трубопроводам в больших городах. Устройство сети пневмодоставки в районе Лондона Кройдон с населением в 52 000 человек и сотней супермаркетов обойдется в $300 млн и полностью окупится за пять лет. А главное, избавит район от приезда 700 грузовых машин каждый день. Команда Foodtubes уверена, что, когда первая сеть будет построена, другие районы захотят такую же, и постепенно сети сольются в общегородскую паутину.

Группа исследователей из Имперского колледжа Лондона предлагает использовать для капсульных трубопроводов опыт конструирования американских горок. На этих аттракционах колеса вагонеток фиксируются в рельсе, а значит, труба не направляет капсулу и нагрузка на стенки трубы резко снижается. Поэтому вместо стальных можно использовать более простые и дешевые пластиковые трубы.

Однако даже если мы увидим в реальной жизни продуктопроводы и товаропроводы, скорее всего, они будут не совсем пневматическими. Одно из основных ограничений превматических трубопроводов — небольшая пропускная способность, ведь одновременно в трубе может находиться только один состав. Соответственно, чем длиннее труба, тем меньше ее полезная загрузка. Возможное решение — ускорять капсулы не воздухом, а электрическими линейными двигателями, простыми, надежными и дешевыми. Но это уже другая история.

В современной жизни мы так привыкли к телефонам, сети интернет и скоростным способам передвижения, что даже сложно представить, как столетия назад люди справлялись с доставкой почты. В данной статье мы расскажем о принципах работы пневмопочты: что такое система пневмопочты, как работает пневмопочта, самая длинная пневмопочта, какие изменения она понесла за годы своего существования и где сегодня можно её повстречать.

Пневмопочта это система называющаяся подземной почтой, является старейшим способом доставки почты и документации. Принцип её работы заключается в создании транспортной развязки труб определённого диаметра, в которых отсутствует воздух, а соответственно, и сопротивление. По этим трубам при помощи сжатого или разжиженного воздуха движутся капсулы с документами. В наше время, система постоянно совершенствуется. К примеру, новая разработка, получившая название Evacuated TubeTransport – технология передвижения по вакуумной трубе, которая находится в стадии разработки. Она ориентирована на передвижения реальных пассажиров, что позволит сэкономить время, обеспечить максимально комфортное передвижение, будет функционировать при любых погодных условиях и не окажет негативного влияния на экологию. В её основу положена технология пневмопочты – капсулы, которые движутся по туннелю под воздействием магнитной подвески на примерной скорости от 600км/час до 6500км/час. Такой способ передвижения поможет сэкономить денежные затраты на проезд и будет максимально безопасным, если сравнивать ЕТТ с авиаперелётами.

История создания и использования пневмопочты: система в крупных городах, причины снижения востребованности

Первые принципы функционирования этого средства связи были изложены в работах инженера Герона Александрийского. Его наработки, созданные ещё в первом столетии, легли в основу создания пневмопочты. Века спустя, французский физик Д.Папен предложил использовать пневмопочту, как средство связи. Уже к середине XIX века пневмопочта активно использовалась для пересылки писем и документации, полученных телеграмм в крупных городах различных стран – сначала в Лондоне, после в Вене, Берлине, Париже. Масштабы созданной системы впечатляют – длина почтовых трубопроводов превышала 100 км, а количество доставленных бумаг – 12 миллионов (пневмопочта Берлина). Более 100 лет назад под мостовыми Нью-Йорка тоже была проложена система пневмопочты, которая стала достопримечательностью города. Эта пневмопочта строилась на протяжении 8 лет (с 1890 года), но дело стоило свеч. Почта функционировала постоянно, доставляя бумаги в любую погоду. Одним из конструкторов было высказано предположение о том, что трубы пневмопочты, когда-нибудь, будут проведении в каждую квартиру и даже между континентами. Примечательно, что не все имели привилегии пересылать почту этой системой. Да, письма первого класса доставлялись по системе труб, а письма клиентов рангом поменьше – по старинке, при помощи фургонов, запряжённых лошадями. Приблизительное количество времени на доставку письма занимало около 3 часов, а срочного – около 1 часа. Пневмопочта Нью-Йорка просуществовала до конца 1953 года. Сама система требовала серьёзных вложений средств и рабочей силы – её необходимо было регулярно смазывать, следить за состоянием труб. В 1928 году было подсчитано, что содержание пневмопочты в некоторых городах просто невыгодно. В начале ХХ века пневмопочта появилась в СССР (Москве и Санкт – Петербурге), Ливерпуле, Дублине и других странах. Конечно, по мере развития технологий, количество систем пневмопочты стало уменьшаться. Их опередили автомобили, телефонная связь и авиаперелёты. Система понемногу устаревала, открывались её недостатки – переезд отделения почты вынуждал проводить реконструкцию труб. Последними работающими системами стали лондонские и парижские. Также в 2002 году прекратила свою работу пневмопочта Праги, причиной этому стало наводнение. Местная телекомпания занимается восстановлением системы.

Другие технологии применения пневмопочты

В современной жизни пневмопочта продолжает своё существование. Она активно используется в библиотеках, банковской системе, медицинских учреждениях – там, где есть необходимость в быстрой доставке важной документации. Пневмопочте нашли применение в государственных структурах, супермаркетах. Это доставка результатов лабораторных исследований, денежных средств и просто важной информации. Особенно необходима система пневмопочты на крупных производственных предприятиях, которые имеют сложную производственную линию. В СССР пневмопочта была применена на железнодорожных соединениях, для формирования и сортировки транспортной документации. Это помогло сократить простой вагонов. В современной Росси систему пневмопочты можно увидеть в отделениях Сбербанка и магазинах «Икея». В банковских отделениях система закладывается в изначальный проект. Пневмопочта позволяет повысить продуктивность труда работников банка.

Какие возможности предоставляет система пневмопочты?

Современные системы пневмопочты, которые практически не отличаются от своих предшественниц, предоставляют следующие возможности:

  • Транспортировка документов, почты и денежных средств. Она имеет высокую надёжность и безопасность.
  • Оптимизация рабочего процесса, которую предоставляет оперативная система пересылки.
  • Высокий уровень обслуживания клиентов.
  • Улучшение условий труда персонала.

Если Вас интересует где купить пневмопочту, то Вы по адресу. Мы занимаемся прямыми поставками оборудования с заводов. Опыт монтажа более 5 лет.

Интересные факты о пневмопочте

  • В Италии были созданы марки, которые использовались для оплаты услуг за пересылку пневмопочтой. В других странах – Австрии, Германии, Франции, Чехословакии – выпускались специальные конверты и почтовые карточки. Также были придуманы собственные штемпеля, ярлыки. Все эти вещи сегодня являются предметом интереса коллекционеров и филателистов, которые изучают почтовые знаки оплаты.
  • В самолёт «Максим Горький» (легендарном АНТ-20) была установлена пневмопочта.
  • В XIX веке серьёзно рассматривался вопрос о технической возможности доставки пневмопочтой почтовых сообщений и документов из Лондона в Париж. Планируемая скорость доставки не превышала 1,5 часа.
(от греч. pneumatikós - воздушный)

вид пневматического транспорта (См. Пневматический транспорт) для перемещения документов и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам. П. п. используют для пересылки документов на предприятиях связи, в библиотеках, банках и др. учреждениях, историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (например, горячего металла) в экспресс-лаборатории на промышленных предприятиях и т. д. Первая действующая установка П. п. с протяжённостью трубопроводов 100 м была построена на Лондонском телеграфе в 1853.

Основные элементы установок П. п.: трубопроводы, транспортные контейнеры, приёмно-отправительные устройства и воздуходувки (См. Воздуходувка). Транспортные контейнеры - патроны или капсулы с вложенными в них предметами - с помощью приёмно-отправительного устройства закладываются в трубопровод и под действием перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления к станции назначения, где изымаются из него. Различают П. п. внутреннюю, функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения в городе. Трубопроводы внутренней П. п. обычно выполняют из тонкостенных цельнотянутых труб внутренним диаметром 50-120 мм. Их общая длина достигает нескольких сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода Пневматическая почта1 м. Материал труб - латунь, дюралюминий, сталь, а с начала 60-х гг. 20 в. - часто также полихлорвинил. Для перемещения документов и предметов стандартной формы без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного сечения (например, 10×70 мм ). В установках внешней П. п. используют, как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцементные трубы диаметром 65-1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями достигает нескольких км, а общая длина - нескольких сотен км (например, в Париже - 600 км ).

Патрон представляет собой короткий отрезок трубы, диаметр которой примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода (рис. 1 ). На его внешней поверхности располагаются 2 (реже 1) уплотнительные головки из фетра или кожи. Средняя скорость движения патрона с вложениями массой до 1-2 кг составляет 6-20 м/сек (в отдельных установках до 45 м/сек ). Производительность установок П. п. - до 2,4 тыс. патронов в час.

Приёмно-отправительное устройство в простейшем исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе, закрываемый вручную подвижной гильзой (рис. 2 ). В однотрубных реверсивных установках П. п. приёмно-отправительные станции выполняют в виде герметичного ящика, внутри которого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом (рис. 3 ).

Для воздухоснабжения установок П. п. используют воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или избыточное давление воздуха. Давление регулируется при помощи заслонок и дроссельных клапанов.

Применяют линейные, радиальные и кольцевые схемы соединения станций П. п. (рис. 4 ). При малых грузопотоках (до 100 патронов в час) несколько станций соединяют одним трубопроводом - линией двухстороннего действия (рис. 4 , а). В движении на такой линии может находиться только 1 патрон. В однотрубных установках внешней П. п. для увеличения их производительности применяют разъезды, которые располагают как в середине участка линии между двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут двигаться одновременно несколько патронов. Двухтрубная линия (рис. 4 , б) обеспечивает независимое движение нескольких патронов в обоих направлениях. Несколько (от 2 до 6) линий могут подключаться к одному узлу - распределительному центру с ручным или автоматическим управлением, в котором производится перегрузка и сортировка патронов (рис. 4 , в). По кольцевой схеме (рис. 4 , г) патроны пересылаются между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой схеме приёмные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, рис. 5 ). Управление стрелками осуществляется при помощи т. н. несущей памяти - системы контактных или магнитных колец на гильзе патрона или централизованно, например при помощи телефонных искателей.

Перспективным направлением развития П. п. является применение труб большого диаметра (450 мм в ФРГ, 600 мм во Франции, 1020 мм в СССР) и контейнеров на колёсах, соединённых в поезда (по 5-6 контейнеров в каждом), что позволяет транспортировать грузы общей массой Пневматическая почта 10 т со скоростью 40-60 км/ч.

Лит.: Руденко Н., Говоров Ф., Пневмотранспорт документов и мелких предметов в патронах (пневмопочта), М., 1963; Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972; Heck G., Frerichs I., Eske W., Die Groβrohrepost, Bd 1-2, Baden-Baden, 1965-69.

И. А. Ламм, Г. А. Птицын.

Вконтакте